Бензин авиационный: технические характеристики

Нормативная база

У такого продукта как бензин авиационный технические характеристики задаются соответствующим национальным стандартом: так, в случае России это ГОСТ 1012-2013, а случае, например, США — ASTM D 910. Помимо фракционного состава (ароматические и предельные/непредельные углеводороды), температур выкипания, детонационной стойкости и т.д. стандарты определяют такую «щекотливую» характеристику, как содержание ТЭС (тетраэтилсвинца — весьма ядовитого металлоорганического соединения).

Дело в том, что на данный момент авиационного бензина совсем без ТЭС в мире не существует: при отсутствии ТЭС в топливе у авиадвигателей резко снижается моторесурс и падает эксплуатационная надёжность, поскольку выделяющийся из бензина свинец служит «твёрдой смазкой» особенно тяжело нагруженным подсистемам авиадвигателя (группа клапанов и так далее).

Для российского авиабензина Б-91/115 максимальное содержание ТЭС может достигать 2.5 грамм на килограмм, а у американского 100LL — от 1.2 до 2 грамм ТЭС на американский галлон. Следует отметить, что те же США активно пытаются максимально снизить содержание ТЭС в авиабензине — так, недавно была стандартизована марка авиабензина 100VLL (аббревиатура VLL расшифровывается как «Very Low Lead»), где содержание ТЭС было дополнительно понижено на ещё ~19%.

Российский рынок авиабензина

В РФ торговля бензином для нужд «малой авиации» (а именно она оснащена поршневыми ДВС, которые потребляют авиабензин) сопряжена с существенными сложностями:

  • крупные НПЗ не занимаются производством авиабензина, поскольку его валовой объём потребления оценивается цифрой порядка 10-25 тысяч тонн в год, что совершенно не сопоставимо с рынком бензина автомобильного;
  • необходимый для производства авиабензина ТЭС не производится ни в РФ, ни на территории Таможенного Союза;
  • контроль качества авиабензина существенно более сложный и затратный, нежели чем бензина автомобильного.

Таким образом, потребности российского рынка удовлетворяются либо импортом (100LL или Б-91/115, произведённый на польских производственных мощностях), либо собственной продукцией ряда частных российских предприятий, которым всё же удалось «продраться» через сложности организации самостоятельного производства и разрешительных документов для него. Попутно следует отметить, что из-за российской специфики затраты на логистику готового продукта оказываются кратно выше, чем в зарубежных странах.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *